Рассмотрение и разрешение обращений граждан

Рассмотрение и разрешение обращений граждан

 

Конституция РФ (ст. 33) предоставляет каждому право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Кроме того, п. 17 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц.

Порядок реализации закрепленного Конституцией РФ за гражданином права на обращение в государственные органы установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

При этом п. 1, п. 4 ст. 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" выделяют отдельный вид обращений - жалобу, являющуюся просьбой гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Исходя из положений ст. 10, ст. 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", рассмотрение жалобы, соответствующей компетенции административного органа, обязательно. При рассмотрении жалобы государственный орган обязан:

- обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение, или с выездом на место;

- запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

- дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, либо уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, административный орган, в том случае если он уполномочен на осуществление государственного контроля (надзора), обязан исследовать указанные в жалобе факты, действуя в рамках установленной компетенции, с целью принятия мер, направленных на восстановление (защиту) нарушенных прав гражданина.

Из определения, содержащегося в ст. 4 указанного Федерального закона от 2 мая 2006 г., следует, что обращение гражданина направляется в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме предложения, заявления или жалобы.

На основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке излагает суть предложения, заявления или жалобы.

Любое обращение подлежит обязательному рассмотрению и ответу (ст. ст. 9, 10 Федерального закона N 59-ФЗ). Статьей 12. Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что  письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения передавались в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение (ч. 5 ст. 11).

На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Следует отметить, что заявителю предоставлено правомочие представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.

 

Заместитель прокурора                             

Горшеченского района

юрист 2  класса                                                                           Кофанов Артем Викторович

 

 

 

 

 

 

Тел.: 8(47133) 2-23-07